top of page

Силовояха 2007.

От Орла до…

История этой поездки началась за три дня до отправления. Ко мне пришли парни и сказали, что у них освободилось одно место в туре в республику Коми. Я думал не очень долго и согласился. Посмотреть новые для меня места было достаточно соблазнительно. Собирался недолго и вот уже стук колес уносящего в неизвестность поезда, начал потихоньку доставать. Путешествовать по железной дороге достаточно утомительно, особенно когда ехать приходится более двух суток. Но это оказалось ещё цветочками. Перемещаться по тундре на вездеходе с кодовым названием ГАЗ 71 в течение девяти часов, удовольствие, скажу я Вам, то ещё. Единственное, что сглаживало все неровности дороги, так это пятилитровая бутыль неопознанной жидкости, прозванной в компании «Косорыловкой», которую мы с завидным постоянством перемещали в собственные желудки. Впрочем, держались недолго, и на очередной остановке, по моей просьбе, народ перешёл на близкую ослабленному городской жизнью организму, водку. Однако, не смотря на периодические возлияния, мы дивились красотам весенней тундры (календарь видели?), то мимо озера красивейшего проедем, то ручей, какой пересечём, иной раз, достаточно глубокий настолько, что вода заливалась на капот газика. А названия то, какие: Хальмер-Ю, Хальмеринка, и много ещё других названий, которые, не то что запомнить, а иной раз выговорить невозможно. Кстати о Хальмер-Ю, есть такой поселок, стоящий на берегу одноимённой речушки, только вот слово есть, не совсем подходит. Когда-то здесь жили люди, трудились на шахте, добывая уголь. Но потом, в одночасье были выселены, а сам посёлок стал отличной мишенью для военной авиации и военно-морского флота. Проезжая мимо посёлка у всех участников экспедиции возникли ассоциации с популярной игрой S . T . A . L . K . E . R . Уж больно похожи ландшафты. Насмотревшись вдоволь на развалины, двинулись в дальнейший путь. Через несколько часов, мы наконец-то добрались до берегов Силовояха, но до предполагаемых мест ловли мы ещё с час ехали вдоль берега реки. Погода просто отличная, наступило утро (правда никто не заметил, была ли ночь), солнце начало пригревать, и народ начал скидывать с себя тёплую одежду. Правда, сразу же, братья наши меньшие москиты налетели на дармовую пищу, пришлось поливаться репеллентами. Ну, наконец-то добрались. Заглушили мотор, и сразу так тихо стало. Как водиться, первым делом из закромов достали съестные припасы да напитки. Ну, за приезд. Закусывали не долго, руки то чешутся. Колян собрался первым, и чуть ли не бегом к реке. И, вот зараза, я не успел ещё подштанники натянуть, а он уже с блестящими глазами, да во всё горло, да на всю речку орёт: «Аааа!!! Я хариуса поймал!!!» Иду посмотреть, поздравить. Хариус неплох. Даже, весьма хорош! Хорошее начало, рыба в реке есть. Не торопясь, иду к порогу, не торопясь, привязываю «Киллера», и так же не торопясь, снимаю одного за другим, из под большого камня, три товарных хариуса. Пока хватит. Поднимаюсь к вездеходу, там Костик с Иваном сразу начинают колдовать над малосолом их хариуса. Подтягиваются и остальные парни. Все с рыбой. Глаза блестят у всех. По северной традиции, за первую рыбу надо выпить и непременно закусить жировым плавничком. Так уж повелось. Парни особо отказываться не стали, и традиция была соблюдена. К тому же, малосол уже подошёл. Немного перекусив, народ начал разбредаться по реке в поисках своего рыбацкого счастья. Я тоже не отставал. Ловил недалеко от Каляна, периодически давая ему советы. Но, нафига ему мои советы. Он и сам справится. Сам же ловил на нимфы разных размеров и цветов, используя оснастку из двух приманок. Даже умудрился сразу двух харитонов поднять. А они то, каждый в пол кило, повозиться пришлось. Ну, в общем, рыбалка началась.

Туман…

Отловив несколько часов, народ немного подустал. Всё ж таки, не спали уже более суток, особо, если учесть поездку в поезде. Собираемся разобрать палатку, да полежать отдохнуть. Ан нет! Тут проснулся Петрович. Говорит: «Надо ехать в другое место, там лучше!!!» Ну, нам то возражать не особо то и хотелось, раз местные говорят, значит так надо. Загружаемся в «повозку», и в путь. Ещё час сотрясания внутренностей, и мы подъезжаем к красивейшему месту. Слиянию двух рек, Силовояха и Ярэйю. Правда, вдруг, откуда не возьмись, дождик налетел. Да не просто морось, а самый, взаправдашний ливень. Пришлось, в срочном порядке покидать насиженные места на крыше вездехода, да пережидать дождик в кунге. Сидели не долго, всего с пол часика. За это время успели по рюмахе принять. Вылезли из нашего укрытия – а похолодало то как!!! Сразу тёплые одежды на себя накидывать стали. Тундра, блин!!! Начали палатку устанавливать, самые нетерпеливые из нас на реку побежали. Как не странно, это оказались я и Колян. Надо ж, всёж таки и ушицу приготовить! Принесли рыбку, принялись уху варить. Поваром Геник вызвался. Пока уха варилась, успели по паре рюмах пропустить, да палатку установить. Палатка, кстати, армейская, одолженная нами у наших проводников. Точнее, ими же и предложенная, поскольку место совсем не то, куда поездка изначально планировалась. А планировался домик на берегу Каратаихи. «Палатка для проверки противогазов» - во как. Да что б я ещё раз в таком г… жил, да не в жисть.… Да, лучше б, я сто шестой тент взял. И легче, и компактней, и ветром не продувается, и не промокает. А это что? Особо запомнилось, когда на улице ливень идёт, внутри морось, такая же, как если проходить летом мимо фонтана с подветренной стороны, вроде и не мокро, но очень неприятно. А что в такой палатке творится, когда на улице жарко? Баня! В бане париться надо, а не жить!!! Ну, это так, к слову. Палатку, в общем, поставили, а тут и уха подоспела. Стол накрыли, по рюмкам налили, даже шампанское откуда-то появилось. Только вот ветерок немного стол раскачивал. Приняли решение в «дом» переместиться. Что и было сделано. Тут Колян принялся хариуса жарить. Как он говорит: «Я первый раз, вообще, рыбу жарю! Так что строго не судите!». Не будем, всё отлично получилось! Ну, в общем, сидели долго, смеялись много. Кое кто, даже пересмеялся, а может пересидел.

Проснулся я оттого, что полог палатки, совершенно, невзирая на мои протесты, постоянно хлестал меня по мо… лицу. Отполз подальше от стенок нашего дома, укутался получше в спальник. Думал ещё поспать. Однако голоса на улице непрерывно требовали продолжения банкета. Пытался отказаться, но не смог. Мягкотелый… После третьей, мы с Колькой принимаем стратегическое решение. Чтобы этот день не перешёл в очередную пьянку, надо убраться подальше от пятилитрового баклана с подозрительной жидкостью. Что и было сделано. Запрыгнули в лодку, заблаговременно накаченную Серёгой, и на другой берег, а потом дальше, пешком на Ярэйю. Идём потихоньку, снасти забрасываем. Мне достаточно трудно ловить, ветер прямо в мо… лицо дует, де не простой, а такой, панимаишш, добротный. Метров пятнадцать.… Ну, ни чё, приспособился. Колька дальше пошёл, а я пока остановился на входе в плёс. Рыбка поклёвывает, но что-то не особо крупная. Всю отпускаю. Но, тем не менее, удовольствия выше крыши. Где-то через час Колян подтягивается. Становится рядом. Я ему советами помогаю. Мол, туда бросай, да так проводи. Что он и делает. И тут бац. Вполне достойный хариус, даже более чем достойный. Можно сказать, что вполне трофейный…. Пытаюсь сфоткать, не получается. Ветер задувает так, что семиграммовый Мюран болтается из стороны в сторону, а фотик никак не может сфокусироваться, поэтому, Вы уж извините за фото. Пошлялись по речке еще немного, да в лагерь засобирались. Парням сегодня в ночь отчаливать обратно в Воркуту. Надо и проводить. Проводили, как положено. Ни кто недовольным не остался. Только вот помню я проводы с трудом, всё как в тумане…

Силовояха под солнцем

Проснулись довольно поздно, в основном от жары. Вылезли из спальников, да на улицу. А там!!! Чистейшее небо, ни облачка и полнейший штиль. Сразу же налетели москиты да мошки. Кстати, мошка оказалась вполне дружелюбной. Не кусалась, только норовила в уши да глаза залезть. А вот комарики…. Я уже писал в отчёте о поездке на Чалмозеро, кто есть на свете самый страшный зверь. Так вот, они в очередной раз подтвердили моё мнение. Эти гады умудрялись прокусывать бельё из полара. Поливать репеллентами пришлось и подштанники. Пока позавтракали да чайку попили, солнце в зенит вышло. Стало весьма тепло, градусов эдак двадцать пять. А я готовился к кошмарам заполярной тундры, шмоток тёплых набрал, а вот жилетку не захватил. Думал, что всегда в куртке ходить придётся. Оно, правда и пришлось, только жарко, очень. Парни решили втроём вверх по реке пройтись. Я решил вниз. Оно и понятно, что мне делать в компании трёх спиннингистов, они мне и половить то не дадут. Ну, в общем, поплёлся потихоньку. Иду, места присматриваю, а их не так много. Смотрю порожек. Облавливаю. Пусто. Да и порожек глубокий. Явно до дна не достаю. Иду дальше. Начался затяжной, довольно глубокий плёс. Рыбы много поднимается. Решаю идти по берегу, через каждые десять метров останавливаюсь, делаю несколько забросов. Так прошлёпал несколько сотен метров. Упс. Ручеёк впадает. Маленький такой. Думаю постою подольше. Стою, бросаю. Мухи меняю. Тишина. Дошла очередь до пушистика из марабу. Бросаю, веду так, что бы кончик и муха у самого дна шли. Один заброс, другой. На очередной проводке, когда я уже начал муху из воды поднимать, а до берега, наверное, чуть больше метра осталось, и приманку уже видно стало. Бабац. Резкий разворот у поверхности и на удочке повисла тяжесть, которую мне ещё здесь не приходилось держать. Через несколько минут эту тяжесть я держал уже в руках. Да уж! Таких я ещё не ловил. Под кило рыбина. Сижу, закурил. Задумался. А он же, чёрт, у поверхности взял. Меняю кончик, ставлю, обычный, монофильный. Начинаю маслать по новой. Быстрее, медленнее. Ничего не происходит. Меняю мушки. Уже пол часа прошло, только на стимулятора вышла рыба, но не взяла. Вешаю Рэд Таг. Провожу, собирая шнур то восьмёркой, то стрипом. Когда шнура остаётся метра два, муха останавливается. Удочку вверх. Не идёт. Рыба, резко развернувшись, бросилась удирать, и за раз утащила метров десять шнура. Быстренько собираю его остатки на катушку и начинаю с ним бодаться. Перетягивание каната длилось минут десять. Этот парень несколько раз прыгнул. Не знаю, может «у страха глаза велики» но такой рыбины я не видел даже на картинках. Ну, ни как не меньше пятидесяти сантиметров. А подводить его даже, пару раз, получилось к самым ногам. На очередном вираже, рыба, как будто застряла под водой. Немного приложил усилие, и потихоньку, из воды стала появляться … ветка коми дуба. Вот блин, то!!! Аккуратно подтягиваю, вижу его, он у самой ветки, практически носом в неё упёрся. Сразу подумал, что я проиграл. Только подумал и … проиграл. Он дёрнулся и всё … Может на рыбалке думать не надо??? На следующий день решили все пойти вниз, мы с Серёгой по одной стороне, а Колька с Генкой на лодке переправились на противоположный берег. Идём с Серёгой, бросаем потихоньку. Серёга пейзажи не камеру снимает. Доходим до плёса. Решаем сразу к ручью пойти. Что и сделали. Начинаем ловить. Я поставил вариант Вулли Багера с ядовито жёлтым телом из кактус синели. Погода по-прежнему солнечная и безветренная. Ловлю у поверхности. Серёга сместился немного ниже. Я на впадении ручья. Проводке не двадцатой, шнур остановился, как будто зацепился за что-то. Я удочку вверх то поднял, но она (удочка) подниматься не захотела, а изогнулась по самую рукоять. Сразу крикнул Сереге, что бы поснимал. Чем он и занялся. В общем, кадры классные получились. Только вот рыбка, после позирования, вырвалась из моих рук, и упрыгала обратно в воду. Но, ни чего. Времени ещё много. Чего переживать, то! Ловим дальше. Смотрю, Серёга вроде рыбу нашёл, а может проводку. Уже третьего вытаскивает. А у меня, что-то безклевье, какое то началось. Но я то настырный. Продолжаю гнуть свою палку. И это помогло. На очередной проводке, практически у самого берега, последовала поклёвка, и очередной хариус дал мне бой. Да, не просто бой, а бой с выкрутасами. И прыгал, и в траву залезал, и в коряги лез. Но я справился, и килограммовый хариус оказался на берегу. Позвал Серёгу, он меня сфотал, да и сам я постарался. Пошли дальше. Дошли до порога. Серёга немного отстал. Я же, на входе в порог, поймал пару рыбин, грамм по шестьсот – семьсот, а затем полез дальше, в воду, туда, где поглубже. Рыбы то много поднимается, думаю достать самого крупного. Однако, начинает попадаться мелочь. Подтягивается Серёга. А я, тем временем, меняю муху на более мелкую, что то типа, Марч Браун. И, что тут началось. На каждой проводке по рыбе, при этом, рыба садилась не на первой поклёвке. Иной раз, на третей, а то и на пятой. Но садилась обязательно. Серёга меня на камеру снимал долго. Только вот рыба далеко не трофейная садилась. И я решил что-нибудь сменить. Решил начать с мухи. Поставил классический Вулли Багер. И начал обрабатывать слив. И так попробую, и так. Заработало, когда стал бросать поперёк течения, и стрипом муху на себя тянуть. Клевало, конечно, не так часто, как на мелкую мушку, но уж если клевало, то это была рыба. Ни одного меньше семисот граммов. А после трёх, или четырёх, рыб сел ОН. Да! Конечно, это не та рыба, что села мне днём ранее, но это мой самый большой хариус, которого мне довелось вытащить на берег. И я думаю, что не каждый рыболов может похвастать хариусом, весом боле полутора килограммов. Очередной день начинался как обычно. После «Косорыловки» вставать особо не хотелось, но приходилось. По пробуждению, мы с Колькой, обнаруживаем в кастрюле … утку. Вот те раз! Оказывается, Гена, после того как народ угомонился, взял ружьё, и пошёл на промысел. Его Серёга сопровождал. Ну, типа, контролировал. Генке, респект и уважуха. Суп из утки, это тема. Респект и Коляну, который эту утку изварил, да супец классный приготовил. Но это вечером. А пока мы с Коляном, вдвоём, отправляемся на разведку, за дальний кордон. Решили вверх идти. Да подальше, туда, где ещё небыли. Идём, бросаем.

Попадается в основном мелочь, которая тут же отправляется обратно в воду. Причём совершенно не важно, порог ли это, или плёс. Решаем радикально сменить место, и проходим километра два, не останавливаясь. Начинаем ловить. Я залез в воду, подальше от берега, а Колька присел на берегу и бросает свои блёсна. Уже начали скучать, поскольку ничего кроме мелочи не попадается. Собрались уходить дальше, но … На очередной проводке у моего напарника садится вполне приличная рыбина. Он решил не понтоваться, и встал с камня, что бы вывести рубку. После фотографирования рыбка отправляется в садок, а мы решаем остаться здесь на некоторое время. Решение оказалось верным, за последующие два – три часа, мы наловили товарных хариусов в достаточном для ужина количестве. Некоторые, из которых дотягивали до килограмма. Во время этого выхода, я заметил особенность, которая потом подтверждалась в течение нескольких дней. На спиннинг рыба клевала чаще, на нахлыст крупнее. Пока я не могу сказать, что-либо конкретно по такому поведению хариуса, но факт остаётся фактом. А если учесть, что ловил я на весьма мелкую муху, особо если сравнивать с блесной второго номера, то такое соотношение, мне, по крайней мере, кажется странным. Хотя, чего здесь странного. Нахлыст, он и в Африке нахлыст. Ну, в общем, вернулись в лагерь, рассказали парням, что да как, снабдили советами и добрым словом, да отправили их на рыбалку. А сами, тем временем, занялись приготовлением ужина. И вот тут то, Колян, проявил свои способности кулинара, по приготовлению супа из утки. За что ему, очередной (повторяюсь) респект. Да и сам я (от скромности не помру) не подкачал. Малосол из хариуса, по моему рецепту понравился всем. Просили ещё такого сделать, да вот соус соевый кончился.

На следующий день, проснулся я оттого, что полог палатки, совершенно, невзирая на мои протесты, постоянно хлестал меня по мо… лицу. Вылез на улицу, а там солнечная погода да ветерок совсем не бризового характера. Решили вниз пойти, туда, где я поймал своего самого крупного. Пошли вдвоём с Серёгой. Останавливаемся у ручейка, пробуем ловить. Ветер задувает так, что иной раз шнур вообще не летит, а безвольно падает мне под ноги, свернувшись в клубок. Часто цепляется за заросли коми дуба у меня за спиной. Приходится менять место. Дошёл до следующего порога, залез в воду. Постоянно борясь с порывистым, очень сильным ветром, всё-таки вынимаю из воды нескольких рыб. Серёга подошёл, тоже поймал несколько, одного вполне приличного. Тут и остальные парни подтянулись. После небольшого перекура, мы с Колькой решаем пойти вниз по реке в поисках новых мест, и, может быть, какого-нибудь укрытия от ветра. А Генка решил пойти вверх, к порогу. Поскольку там у него попалась пара неплохих рыбин. Правда, половить, ему было не суждено. С того порога уже хорошо видно наш лагерь. И Генка увидел уже начавшую взлетать нашу палатку. Вот и пришлось ему, в одиночку, воевать с ней. Мы же, не зная о приключениях с палаткой, не спеша, двигаемся вниз. Постепенно уходим. Сначала шли по берегу реки, затем решили пройти по тундре. С трудом, пробравшись через коми лес, выходим к вполне перспективному месту. Похоже, ветер стал ещё сильнее и мне становится совсем не комфортно. Бросающая рука начинает потихоньку отваливаться. Приходится, после каждого десятого заброса устраивать перекур. Даже Колька испытывает определённый дискомфорт. Для того, что бы пробить ветер ему не остаётся ничего другого, как поставить десятиграммовую блесну. И то не всегда помогает. Правда дискомфорт сглаживается отменным клёвом на блесну. На муху тоже клюёт, но на каждые десять забросов, только один получается. Ну, в смысле получается забросить. В общем, это был день Николая Брагина. Даже некий рекорд установил. Десять проводок – десять рыб. По пути в лагерь, Колька сказал: «Всё, я наловился, завтра пойду с нахлыстом!» «Если ветер позволит, то я буду только рад!» По приходу в лагерь, находим там счастливых Генку, Серёгу и кастрюлю отменного супа из гуся. После войны с палаткой Генка отправился на охоту и подстрелил дичь.

На следующий день, вся честная компания оправилась на место триумфа Коляна. Он сам, как и планировал, отправился с нахлыстом. Ветер стих до полного штиля. По пути Генка с Серёгой немного отстали, и мы с Колькой прибыли на место первыми. После короткого вводного курса по технике заброса, во время которого я успел поймать рыбу, Николай приступил к ловле. Точнее, к отрабатыванию забросов, в чём ему непрестанно мешали хариусы, постоянно цепляясь на муху. При этом, хариусы были весьма достойных размеров. Как выразился Колька: «Нахлыст – это круто, я ещё ни разу забросить не смог, а уже четырёх поймал!» Тут и Серёга подтянулся, а Генки пока не было. Разбрелись по порогу и приступили к ловле. Ловилось у всех. Рыбы было не просто много, а очень много. У кого- то больше, кого - то меньше. Нахлыстом в этот день ловилось лучше, как по количеству, так и по качеству. В общем, сегодня был мой день. Парни со спиннингами отловились намного скромнее. А Колька, немного научившись забрасывать, пока ещё непослушный шнур, не отставал от меня. Но, оторвав Багера, ловил на более мелкие мухи, что приводило к более скромному размеру рыбы садившейся на его крючок. В этот день мы увидели первую команду каякеров, которые шли в сопровождении спортивных катамаранов. Мне сразу подумалось, что река не совсем проста для сплава, ибо каякеры не ходят на реки менее четвёртой категории сложности. Им пороги посложнее нужны, что бы адреналина в кровь добавить. По возвращении в лагерь, Генка, взяв ружьё, отправился на охоту. Через пару часов он принёс гуся, из которого, на следующий день, я приготовил отменное харчо, И не важно, что харчо делается из баранины, из гуся тоже отлично получается. И хватило его нам на два дня, правда, на второй день, его жарить пришлось, настолько густым и наваристым оно получилось. На следующий день, всей компанией отправились вверх, на проверенные места, да с планами пройтись ещё дальше. Может, что интересное найдём. Потихоньку дошли до места, ловим. Всё, как и прежде, в основном попадается некрупный хариус, до полукилограмма. Я залез далеко в воду, практически к противоположному берегу, бросаю. Попадается, так же как и у Кольки, некрупная рыба. И тут сзади раздаётся сильный всплеск. Оборачиваемся. Ба!!! Да это Петрович. Говорит: «Отошёл до ветру, смотрю, кто то по середине реки стоит, дай, думаю, пойду, посмотрю, а это вы!» Вот так вот мы и встретились с нашим проводником, немного раньше намеченного срока. Он привёз с собой пару рыболовов, которые планировали пару дней порыбачить. Как водится, выпили за встречу, за знакомство, ну, и пошли дальше. Петрович с командой уехал вниз по течению, километров на десять от нашего лагеря, предварительно договорившись с нами, когда он нас заберёт. Мы же отправились дальше, покорять ещё неизведанные места. По пути встретили ещё одну команду каякеров, с эскортом из четырёх катамаранов. В этот день, нам ничего существенного поймать не удалось, хотя под вечер, я всё- таки вытащил пяток харьков, чуть больше полукилограмма, не более.

По пути в лагерь подняли несколько куропаток. Но, к сожалению, удочки не стреляют. В заключительный день нашего пребывания, мы, всё-таки решили посетить близлежащие озёра, благо до них всего пара километров. Пошли. У меня особого настроения идти нет, да и башка раскалывается. Вчера вечером перебрал немного. Но всё же иду. Дошли до круглого озера, решили побросать. Да не тут то было. В озере воды всего по колено, можно его вдоль и поперёк пройти. А дно, сплошной ил. В общем, ничего не поймав, мы отправляемся в лагерь. Разными путями. Парни пошли посмотреть обломки ракет, ступеней от космических кораблей. Там в тундре валяется их великое множество. Наши проводники говорили, что где-то лежит даже спусковой аппарат, в котором космонавтов с орбиты транспортируют. Я в это не особо верю, но, как говорится, за что купил, за то и продал. Вернувшись в лагерь, мы начали неспешные сборы. Вечером отправляемся в Воркуту. За сборами допили последнее спиртное, коего осталось всего то по рюмочке. Собрали лагерь и стали дожидаться Петровича, который должен был вот-вот за нами приехать. Ждали не долго. Он появился. По рассказам, там, где они рыбачили мошка просто свирепствовала, в то время, как у нас она вела себя совершенно нейтрально по отношению к нам. Упаковав пожитки, отправились в затяжной путь до дома. Вот так вот закончилось наше путешествие в далёкие края непокорённой, заполярной тундры, которая очаровала нас своей красотой и непредсказуемостью. Конечно, у каждого из нас осталось чувство чего-то недоделанного, и появилось желание, вернутся сюда снова. И мы обязательно вернёмся.

ИЗБРАННОЕ
ПОСЛЕДНИЕ
АРХИВ
Поиск по тегам
Тегов пока нет.
bottom of page